По путинскому принципу "мочить в сортире" террор не победить

8 февраля 2004 в 15:48
По путинскому принципу "мочить в сортире" террор не победить

Ответственность за теракт, за смерти и кровь в Москве несут не только террористы. Взрыв в московском метро прежде всего на совести российских властей, - таково мнение обозревателя "Немецкой волны" Александра Варкентина.

 

Снова о террористическом акте в Москве. Снова о невинных жертвах, снова о крови, слезах и горе. Снова об убийственной беспомощности. Против конкретных террористов-самоубийц – если это действительно был террорист или террористка-самоубийца – бессильны любые спецслужбы. Но ответственность за подлый теракт, за смерти и кровь в Москве несут не только террористы.

 

Показательна первая реакция на теракт Владимира Путина. Нынешний и будущий президент России тут же заговорил о "чуме 21-го века", призвал усилить борьбу против глобального терроризма. А ещё – отверг любую возможность переговоров с Масхадовым или другими представителями сепаратистов. И мимоходом намекнул, что террористы координируют или синхронизируют свои преступные действия с раздающимися за границей призывами к переговорам. Следуя этой логике, остаётся одно: "мочить в сортире". С этой фразой на устах российский президент пришёл к власти. Было это четыре года тому назад. Что изменилось? Ровным счётом ничего!

 

Первый шаг к прекращению войны в Чечне, к искоренению чеченского терроризма, должен состоять в том, чтобы перестать обманывать других и, главное, самих себя. Не выдавать за свободное волеизъявление народа референдум, в ходе которого за предложенную Москвой Конституцию под дулом автомата проголосовало больше избирателей, чем осталось жителей во всей разбомбленной республике. Перестать делать вид, что посаженный Кремлём на правление Ахмад Кадыров и бывший муфтий Чечни Ахмад-хаджи Кадыров, объявивший джихад русским гяурам, – это два совершенно разных человека.

 

Перестать верить постановочным сусальным картинкам, которые демонстрируются государственными телеканалами и живописуют стабилизацию ситуации и нормализацию жизни. А если на экранах телевизоров действительно не потёмкинская, а реальная Чечня, то почему бы не допустить туда независимых журналистов, международных наблюдателей? Средства массовой информации, а особенно телевидение, на службе у власти – чрезвычайно опасная штука. Если оно очень уж часто подсовывает зрителям инсценировку вместо реальности, то в эту инсценировку начинают верить даже те, кто её и заказывал.

 

Первый шаг к урегулированию проблемы Чечни состоит в том, чтобы признать: если Чечня – неотъемлемая часть российского государства, то и чеченцы – полноправные граждане этого государства. И основная задача власти – защищать права каждого гражданина, будь он прохожий на улице Грозного или пассажир московского метро. Не на словах, а на деле бороться с настоящими террористами, а не с мирным чеченским населением. Очередное усиление зачисток, произвола и грабежей после очередного теракта до сих пор только пополняло ряды отчаявшихся смертников.

 

Конечно же, гораздо проще подменять реальную политику циничными политтехнологиями. Гораздо проще клеймить пресловутый "международный терроризм", чем признать, что Чечня – это, в первую очередь, доморощенная, российская проблема, результат целой череды роковых ошибок кремлёвской власти, и предыдущей, и нынешней.

 

Первый шаг к урегулированию чеченской проблемы – перестать обманывать других и себя. Иначе снова и снова придётся говорить о терактах, невинных жертвах, слезах и горе.

Александр Варкентин, обозреватель "Немецкой волны"

 

Немецкая волна


© Kavkazcenter.com 2020